Обращения в сфере персональных данных

Вопросы в сфере жилищно-коммунальных услуг

Имеет ли региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами право обрабатывать персональные данные граждан?

Ответ: Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присваивается на основании соглашения с Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

В силу требований части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулируется Постановлением № 1156, согласно пункту 8(17) которого, в случае совершения потребителем действий по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО, указанный договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении такого договора на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с пунктом 148 (1) Правил предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов», договор может быть заключен в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, то есть действий свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг, и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.

Таким образом, в соответствии с пунктами 2, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право обрабатывать персональные данные граждан для исполнения договора.

Каков источник получения управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами данных о физическом лице - собственнике, указываемых в платежных документах?

Ответ: Зачастую источником получения управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами данных о физическом лице - собственники, указываемых в платежных документах, является Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно пункту 59 Приказа Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975 «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде», полные данные о правообладателе (правообладателях) недвижимого имущества указываются только в случаях, когда с запросом обратился собственник недвижимого имущества, а также органы и должностные лица, указанные в ч. 13, 14 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (среди таких лиц (но не исключительно): правоохранительные органы, суды, руководители МФЦ, залогодержатели, лица, имеющие право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону и пр.).

В иных случаях в выписке о физическом лице указываются только его фамилия, имя, отчество (полностью, последнее - при наличии).

Требуется ли региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами получать согласие на обработку персональных данных граждан?

Ответ: Пунктами 2, 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» определены условия обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если такая обработка необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также, если обработка необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, следовательно получение согласия на обработку персональных данных не требуется.